Не только SEO
Коммерческое продвижение интернет ресурса не ограничено только SEO, в ход идёт как контекстная реклама, так и социальные сети. Но старейшим (и не потерявшим актуальности по сей день) направлением является всё же поисковое продвижение. Суть его проста – в строке поиска пользователь задает определенную фразу («ключ»). Говоря простым языком, поисковая система сопоставляет ключ с наиболее популярными и релевантными запросу сайтами в сети и выдает пользователю их ранжированный по популярности список. Но есть одна проблема – первые места в таком списке давно обеспечиваются не истинной популярностью ресурсов, а средствами, которые компании готовы тратить на продвижение своего сайта. А сами методы продвижения сайта «в топ» могут быть достаточно «грязными».
Простой пример – есть сайт, на котором размещен текст с заданным набором ключей. Он индексируется поисковой системой и воспринимается ей вполне благонадежно. Задача повышения популярности в глазах поисковой системы может быть решена «в лоб» – путем увеличения числа ключей на странице. Но работает это строго до определенного предела – затем откровенный переспам ключами будет обнаружен, а сам сайт исключен из выдачи поисковыми алгоритмами.
Существует, скажем так, более «тонкий» способ повышения рейтинга страницы – размещение на нее ссылок с авторитетных источников. Дело в том, что поисковые системы приписывают каждой ссылке определенный вес. Увеличение числа ссылок (до определенного предела) повышает привлекательность страницы в глазах поисковой системы (да, они всё еще работают и будут работать). Очень скоро оптимизаторы, занимающиеся продвижением сайтов, стали злоупотреблять числом ссылок с авторитетных источников – результатом стало искажение результатов выдачи. Специалисты поисковых сервисов всерьез восприняли подобную проблему и реализовали специальный фильтр, также позволяющий исключать из результатов влияния на выдачу в поиске страниц с «некачественными» ссылками.
Непот-фильтр Яндекс
В «Яндекс» такой фильтр получил название «непот» – сокращенное от английского nepotism (кумовство). Результатом его работы становится снижение веса ссылок без снижения рейтинга самого сайта-донора. Проще говоря: источник авторитетных ссылок не теряет своей привлекательности в глазах поисковой системы, а вот порталы, которые слишком часто их используют – очень даже (вплоть до исключения из выдачи).
Главная задача фильтра – борьба с порталами, занимающимися торговлей или обменом ссылок для вывода сайтов в топ. Если ссылка «засветится» на одном из ресурсов подобного типа, то она полностью потеряет свой вес и станет бесполезным набором символов, который никак не влияет на продвижение сайта.
На момент написания данных строк «Яндекс» использует две разновидности подобного фильтра. Непот 1.0 занимается поиском «некачественных» ссылок и просто снижает их вес. Непот 2.0 является улучшенной его разновидностью – учитывается не только частотность появления той или иной ссылки, но и её расположение на странице, а также тип отображения.
Точный перечень параметров, по которым работает непот-фильтр, специалистами компании не раскрывается (по вполне понятным причинам). Однако косвенно можно выделить следующие свойства страниц, «привлекающих внимание» фильтра. К таковым относятся количество ссылок и их расположение на странице (идентифицируется классический спам ссылками), а также совпадение тематики сайта-акцептора и сайта-донора.
Еще одно важное свойство – разделение ссылок между собой. Если они идут непрерывно одна за другой, то поисковая система рано или поздно заподозрит неладное – с предсказуемым результатом. То же самое можно сказать об использовании мелкого или невидимого (совпадающего по своему цвету с фоном) шрифта – фильтром такие ссылки ловятся элементарно.
Под непот-фильтр может попасть не только специалист по «серому» продвижению, но и неопытный веб-мастер. Поскольку фильтр полностью автоматизирован, легко узнать – попал ваш сайт под него или нет. Вывести портал из-под фильтра также несложно – достаточно удалить все «искусственные» ссылки.
Проверка Непот фильтра
Для быстрой диагностики на Непот, можно просто проверить, что акцептор был проиндексирован с текстом установленной ссылки довольно давно (более, скажем, 50-60 дней назад) и далее попытаться найти акцептор по точному вхождению текста ссылки: !первое_слово_из_анкора 1 /+1 !второе_слово_из_анкора и т.д. Если сама страница проиндексирована, а документ не выводится, то к ссылке, с большой долей вероятности, применен фильтр.