Персонализация выдачи — определение
Традиционно в самом начале необходимо разобраться с точным определение понятия, о котором идет речь:
Персонализированный поиск — это технология учёта как сиюминутных, так и постоянных предпочтений пользователя при формировании результатов выдачи и поисковых подсказок по введенному запросу.
Из этого следует, что персонализированный поиск или выдача учитывает не только сиюминутное предпочтение, но и собирает данные для каждого пользователя о посещении конкретных сайтов, система анализирует и запоминает, какие запросы заданы за последние несколько минут, неделю и два месяца, тем самым устанавливая картину предпочтений и уже на основе этих данных формирует поисковую выдачу.
Для учёта постоянных предпочтений используется разбитие всех посетителей на схожие группы, а для учёта сиюминутных предпочтений — текущая поисковая сессия (недавно заданные запросы). Важно отметить, что алгоритмы Яндекс и Google в этом очень схожи.
Стоит отметить, что выгоду от персонализации выдачи получают не только сами пользователи, но и владельцы сайтов. Для них появились большие перспективы в сфере поисковой рекламы, трафик стал более целевым, а общая конкуренция по поисковым фразам заметно сократилась.
Факторы влияющие на персонализированную выдачу
Существует множество различных алгоритмов, которые настроены на сбор и использование данных о пользователях. При этом каждая поисковая система выполняет данные действия собственными инструментами. Кстати — это одна из многих причин, почему в ответ на определенный запрос в Google и Яндексе мы видим разные результаты выдачи. При этом есть ряд общих факторов, которые прямо или косвенно влияют на персонализацию выдачи:
- Индивидуальные настройки. При регистрации аккаунта в Google или Яндекс, мы сами отправляем о себе достаточно много данных, начиная о местонахождении, возрасте, интересах, привычках, заканчивая предпочтениями. Все они используются в том числе для персонализации поисковой выдачи.
- Местоположение пользователя. Поисковые системы давно с лёгкостью могут определить месторасположение пользователя. Геолокация в значительной степени влияет на результаты выдачи при коммерческих запросах, пользователей которых в первую очередь интересуют товары и услуги, находящиеся поблизости;
- История поисковых запросов и посещений сайтов. Пожалуй, один из самых значительных факторов, влияющих персонализацию выдачи, поскольку напрямую связан с взаимодействием на странице поиска. Естественно «снять метрики» не составляет труда, а на основании этого скорректировать выдачу. Другими словами, если вы по определённому запросу посещали какой-то сайт и по всем признакам остались удовлетворены, то его Яндекс и Google будет предлагать в первую очередь;
- Социальные связи. Социальные сигналы обязательно учитываются поисковыми системами. Ведь именно там можно получить обширный объем полезной информации об интересах, который, к слову, мы опять же сами предоставляем.
Персонификация, безусловно, сказывается на распределении трафика из результатов выдачи поисковой системы. Именно с введением подобных алгоритмов трафик из поиска стал наиболее качественным. Однако иногда появляется необходимость увидеть «чистую выдачу», в таких случаях есть способы отключить персонализацию выдачи.
Как отключить персонализацию выдачи
Если вы не хотите, чтобы поиск был персонализированным, вы можете отключить эту функцию в настройках системы. Для этого в Яндексе перейдите в раздел настроек (ссылку на него вы найдете под результатами выдачи) и снимите флажки с пунктов «Учитывать мою историю поиска в результатах» и «Показывать мои любимые сайты в подсказках».
Можно использовать режим «Инкогнито», который присутствует во всех популярных браузерах. При этом режим «Инкогнито» не в коем случае не сделает из вас невидимку. Ваше местоположение и язык ввода запроса будут известны системе, как мы уже знаем, эти данные влияют на результаты выдачи.
Еще одним вариантом являет использование прокси при работе или браузера Tor, однако скорость работы при этом снизится, если речь идет о последнем. В случае с прокси качество ответов в поиске снизится в разы, поскольку из-за подмены IP Яндекс и Google будет подсовывать сайты используемого сервера на данный момент.
Заключение и выводы
Поисковые системы внимательнейшим образом изучают абсолютно каждое действие пользователя, собирая данные для персонализации поисковой выдачи. По большому счету — это не плохо, ведь данные используются во благо, а именно улучшают качество поисковой выдачи, что в конечном итоге выгодно и владельцам сайтов, которые платят за SEO продвижение и пользователям, которые получают конкретные ответы за запросы и не тратят время на поиск.